X

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Введите номер Вашего телефона:
Укажите ваш телефон.
Неверный ввод

Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных

Метод, появившийся в нашей стране относительно недавно, однако во всем мире он применяется с 2004 года. Лечебная методика также известная, как кросслинкинг роговичного коллагена (КРК), CXL, UV-x-linking, UVA method, С3-R. Суть его состоит в фотополимеризации стромальных волокон, которая происходит при комбинированном воздействии фотосенсибилизирующего вещества (рибофлавина или витамина В2) и ультрафиолета.

Рибофлавин для проведения кросс-линкинга роговицы

В последние годы произошло заметное расширение области применения кросслинкинга. К примеру, он с успехом применяется для препятствования прогрессированию вторичного кератоконуса (возникающей после операции ЛАСИК ятрогенной кератоэктазии), пеллюцидной маргинальной дистрофии, кератомаляции различного генеза. Есть предварительные обнадеживающие данные об успешном применении процедуры для лечения буллезной кератопатии, кератитов и язв роговой оболочки.

История метода

Начало исследований фотобиологии роговицы относится к 1990 году. Тогда группа исследователей вела поиски биологических клеев, активизируемых теплом или светом, которые усиливали сопротивляемость коллагена роговой оболочки (Khaderm, T. Tuong, J.T. Emest, 1994). Был обнаружен склеивающий эффект, возникающий при элиминации радикалов кислорода, высвобождение которых вызывало образование связей разрозненных коллагеновых фибрилл.

По мысли исследователей, усиление сопротивления тканей роговицы останавливает прогрессирование заболевания и, соответственно, отсрочивает или позволяет вовсе избежать операции по пересадке роговой оболочки у пациентов.

Первооткрывателями кросслинкинга стали: проф. Т. Зейлер, Э. Шпорль, Г. Воллензак. Идея этого метода возникла у профессора Зейлера во время визита к стоматологу, после того как ему была поставлена фотополимерная пломба. В 1994 году он возглавил группу исследователей, и началась работа. Первые эксперименты были проведены на животных, а потом – на донорской (трупной) роговой оболочке. После этого было осуществлено первое лечение пациентов с кератоконусом и прочими кератоэктазиями.

Видео - суть процедуры (анимация)

Механизм действия роговичного кросслинкинга

  1. Комбинированное воздействие рибофлавина и ультрафиолета;
  2. Высвобождение радикалов кислорода;
  3. Возникновение связей между углеродными основаниями – коллагенового кросслинкинга.

Принцип действия метода кросслинкинга роговицы при кератоконусе

При фотополимеризации усиливается прочность коллагена роговицы (ригидность) и возрастает его сопротивляемость кератоэктазии. Между коллагеновыми фибриллами появляются новые поперечные сшивки, и это усиливает прочность всей роговой оболочки. В среднем, прочность увеличивается в 3 раза!

Показания

В силу относительной молодости метода и развития научной мысли область применения КРК растет год от года, выявляется его эффективность при увеличивающемся количестве заболеваний. Поэтому мы приводим показания, сформулированные самим профессором Зейлером на курсах кросслинкинга во время международного конгресса в Берлине в сентябре 2008 года. Операция показана при:

  • первичном кератоконусе;
  • пеллюцидной маргинальной дистрофии;
  • ятрогенной кератоэктазии – вторичном кератоконусе, возникающем после операции ЛАСИК;
  • кератомаляции – расплавление (таяние) роговицы (comea melting), происходящего, как правило, вследствие аутоиммунных процессов;
  • буллезной кератопатии

Противопоказания

  • толщина роговой оболочки менее 400 мкм хотя бы в одном измерении (хотя нужно отметить, что этот порог перестал быть таким категоричным после появления растворов вызывающих отек роговой оболочки);
  • низкая острота зрения с коррекцией в случае кератоконуса, даже при наличии достаточной толщины роговицы;
  • возраст пациента меньше 15 лет;
  • наличие рубцов;
  • аллергический конъюнктивит.

Ход операции

Манипуляции осуществляются под местной анестезией (капли Алкаина). В настоящее время используются 4 основные методики - традиционный, локальный, акселерированный и трансэпителиальный кросслинкинг роговицы.

Традиционная методика (Epi-Off или "Дрезденский протокол")

Операция делится на 2 этапа.[1]

1 этап: Производится анестезия, шпателем осуществляется деэпителизация роговой оболочки, а затем проводится закапывание раствора рибофлавина на протяжении 25-30 минут. После этого врач при помощи щелевой лампы оценивает степень пропитывания роговицы препаратом. Если пропитывание достаточное, приступают ко 2 этапу, если нет – продолжают закапывание до достижения нужного результата.

2 этап состоит в использовании луча ультрафиолетового света, который взаимодействует с рибофлавином, вызывая кросслинкинг роговичного коллагена. Этот процесс также продолжается около 30 минут. Рекомендуемые параметры, согласно "Дрезденскому протоколу": длина волны 365-370 нм, интенсивность 3 мВт/см² (5,4 Дж/см²), 9-миллиметровая апертура на расстоянии 50 мм от вершины роговицы.

По завершении операции производится закапывание антибиотика и противовоспалительного препарата, после чего пациенту надевается мягкая лечебная контактная линза.

Трансэпителиальный кросслинкинг (Epi-On)

При использовании данной технологии удаление верхнего слоя роговицы не требуется. Он разрыхляется и становится проницаемым для рибофлавина с помощью специального препарата (тетракаина). В связи с этим у пациента значительно менее выражены неприятные ощущения после операции, намного короче реабилитационный период и меньше риск возникновения различных осложнений.

Учитывая схожую ффективность с традиционным кросслинкингом, но при этом быстрое восстановление и намного больший комфорт для пациента - мы предпочитаем именно эту методику.[2,5]

Роговичный коллагеновый кросслинкинг при кератоконусе трансэпителиальный

Сравнение трансэпителиаьлного и традиционного метода

Возможные осложнения кросслинкинга

В течение длительного времени осложнения процедуры совсем не упоминались в профессиональной литературе. Впервые доклады, освещающие эту тему, появились после 2009 года на профессиональных конгрессах (ESCRS) и в специализированной литератруе.[3] В нашей практике кросслинкинга мы также встречаемся с характерными осложнениями:

  1. Разной степени выраженности помутнение роговой оболочки. На качество зрения обычно не влияет, но может быть довольно выраженным. Чаще всего резорбция происходит в течение 1–6 месяцев, хотя случается, что этот процесс занимает до 2 лет.
  2. Раздражение глаза (на протяжении 1–2 недель после операции).
  3. Задержка реэпителизации.
  4. Ухудшение изначальной остроты зрения и постепенное ее восстановление. Это осложнение возникает редко, зрение восстанавливается в течение 1–12 месяцев.
  5. Расплавление (melting) роговой оболочки.
  6. Реактивация герпетической инфекции, развитие герпетического кератита.

Нужно отметить, что со всеми этими осложнениями, как правило, удается справиться. В нашей клинике есть возможность проведения всех методих и мы подбираем оптимальную на очной консультации.

Видео операции кросслинкинга при кератоконусе

Результаты

Необходимо понимать, что поскольку КРК практикуется с 2004 года, полная информация обо всех отдаленных результатах, как и обо всех осложнениях, пока неизвестна. Но некоторые выводы возможно сделать уже в настоящее время, в особенности касательно применения кросслинкинга при кератоконусе.[4] При помощи этого метода удается приостановить развитие заболевания – это главный результат. Данные показывают, что после процедуры прочность роговицы увеличивается более чем на 300%. По суммарным исследованиям - прогрессирование кератоконуса на 1-2 стадии в течение 5 лет (срок наблюдения) останавливается в 85% случаев.

После операции у 25% пациентов наблюдается улучшение остроты зрения на 1–2 строчки – это следствие уплощения роговой оболочки. Поскольку основной задачей, стоящей перед процедурой, является приостановка развития патологического процесса, эффект улучшения остроты зрения является своеобразным приятным «бонусом». Пока неясно, почему у одних пациентов он проявляется, а у других отсутствует, поэтому планировать его невозможно. Кроме этого эффекта, у 30% пациентов улучшается посадка жестких контактных линз, что становится возможным из-за того же уплощения роговой оболочки.

Цены на кросслинкинг

Стоимость операции в нашем специализированном офтальмологическом центре составляет 50 000 рублей (как при epi-on так и epi-off методе). Выбор методики определяется на консультации со специалистом.

Список источников
  1. Wollensak G, Spoerl E, Seiler T. Riboflavin/ultraviolet-a-induced collagen crosslinking for the treatment of keratoconus.Am J Ophthalmol. 2003 May;135(5):620-7.
  2. Di Y, Wang J, Li Y, Jiang Y. Comparison of Standard and Transepithelial Corneal Cross-Linking for the Treatment of Keratoconus: A Meta-analysis. J Ophthalmol. 2021 Jan 29;2021:6679770. doi: 10.1155/2021/6679770. PMID: 33575037; PMCID: PMC7864754.
  3. Koller T, Mrochen M, Seiler T. Complication and failure rates after corneal crosslinking. J Cataract Refract Surg. 2009 Aug;35(8):1358-62.
  4. Spörl E, Raiskup-Wolf F, Pillunat LE. Biophysikalische Grundlagen der Kollagenvernetzung [Biophysical principles of collagen cross-linking]. Klin Monbl Augenheilkd. 2008 Feb;225(2):131-7. German. doi: 10.1055/s-2008-1027221. PMID: 18293264.
  5. Roszkowska AM, Oliverio GW, Hydzik-Sajak K, De Crescenzo M, Aragona P. Five-year results of iontophoresis-assisted transepithelial corneal cross-linking for keratoconus. Int Ophthalmol. 2023 Oct;43(10):3601-3607. doi: 10.1007/s10792-023-02768-1. Epub 2023 Jul 3. PMID: 37395906; PMCID: PMC10504154.

Материал подготовил врач-офтальмолог:
Сагоненко Дмитрий Алексеевич


Задать уточняющие вопросы и записаться на прием в нашу клинику вы можете онлайн или по телефону в Москве: +7(495)369-17-15.

Отзывы пациентов после операции

Видео отзыв пациента после операции кросслинкинга роговицы и последующей имплантации факичных линз ICL.


Отзыв после кросс-линкинга роговицы

Сергей Анисимов, 27 лет, программист.

По просьбе врача делюсь своим впечатлением от процедуры кросс-линкинга (у меня выявлен кератоконус на обоих глазах, делали операцию попеременно с промежутком месяц). У меня был трансэпителиальный вариант (без снятия эпителия роговицы) поэтому особых ужасов не было (о классическом варианте начитался отзывов в интернете – там говорят все достаточно больно и зрение никакое, т.к. снимают верхний слой).

От тебя особо ничего не требуется – только смотреть прямо (моргнуть не получится из-за пружинки в глазу), пока тебе в глаз капают какую-то желтую жидкость и потом святят лампой. Лежишь – смотришь в потолок. Болей при этом нет. Разговариваешь с медсестрой «за жизнь», можно включить музыку (доктор при этом методе появляется только в начале процедуры – все настраивает и запускает процесс, и в конце). Линзу защитную не одевали, т.к. врач сказал что в этом нет необходимости (в моём случае) – поверхность роговицы не зачищалась.

Самое неприятное – когда отходит заморозка (когда выходишь из клиники) – мне было больно смотреть на солнце, были рези, всё достаточно мутно. Но на следующий день – уже ничего, чувствуешь себя "бодрячком". Но зрение в течение недели «не очень» (хуже чем до операции), потом все приходит в норму.

Ниже в комментариях Вы можете ознакомиться с другими отзывами людей, уже прошедших процедуру роговичного кросслинкинга или оставить свое собственное мнение.

Комментарии  
# Михаил Павлов 22.10.2015 06:25
Не все так ужасно, как могло бы показаться - эпителий сдирают, факт.
Потом дискомфорт в течении суток, линзы конечно помогают, но не совсем.
Хорошо, что оно потом быстро нарастает...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Галина 21.01.2016 13:03
Здравствуйте подскажите пожалуйста диагноз керотоконус 3-4 степень толщина роговицы в одной клинике 480мик, а в другой клинике 360мик, подскажите как лучше делать сначала сегмент потом кросс-линкинг одни говорят сегмент другие сразу кросс заранее спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Администрация сайта 08.02.2016 11:56
Здравствуйте, Галина.
Все зависит от конкретной ситуации возможны различные варианты лечения кератоконуса.
В начальных стадиях, обычно, сперва проводится коллагеновый кросслинкинг, далее - имплантируются роговичные сегменты (при отсутствии эффекта).
В развитых стадиях заболевания возможно одновременное сочетание методов. Все зависит от специалиста, который Вас ведет: какой стратегии он предерживается. В любом случае, надо задействовать оба способа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Амина 27.03.2017 19:20
здравствуйте. сделали кросслинкинг на один глаз 4 дня назад, до операции было 0,2 сейчас 0,1.обьясните это улучшение или? и еще до сих пор облако на глазу. когда мутнота пройдет?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 29.03.2017 08:14
Здравствуйте, Амина.
Снижение зрение в раннем послеоперационном периоде после кросслинкинга это нормальное явление, т.к. на полную эпителизацию роговицы и прекращение воспалительных процессов уходит 1-2 недели.
В ряде случаев, низкая острота зрения может оставаться и дольше (если имеются так называемые "ранние стромальные помутнения"), но по истечении 3-х месяцев после проведения кросслинкинга острота зрения повышается, либо возвращается на дооперационный уровень.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Николай 11.04.2017 09:50
А возможно ли падение толщины через полгода после кросслинкинга и с чем это связано
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 11.04.2017 10:55
Здравствуйте, Николай.
Уменьшение толщины роговицы после процедуры кросслинкинга с рибофлавином - вполне нормальное явление. Это обусловлено так называемым «эффектом стягивания» (или "компактизации"), возникающим в результате операции.
Несмотря на уменьшение толщины, биомеханические свойства улучшаются и прогрессирование кератоконуса замедляется.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Алена 14.06.2017 06:38
Здравствуйте, мне назначена операция кроссликинга , но дело в том что кормлю ребёнка грудью, мне сказали что операцию делать можно, потом закрывать слёзный проток просто, когда капли закапывать. Возможно проводить так операцию, не опасно ли это для ребёнка? Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 14.06.2017 07:44
Здравствуйте, Алена.
Действительно, после операции кросслинкинга (особенно "традиционным" методом - с удалением эпителия), после процедуры необходимо некоторое время (до недели) закапывать антибактериальные капли, которые при попадании в кровоток (в т.ч. всасываясь в слезных путях) могут выделяться с молоком при кормлении.
Для исключения вреда для ребенка можно уменьшить всасывание, закрывая слезные точки (как было рекомендовано) отказаться на время реабилитации от кормления грудью (сцеживать молоко, применять смесь), а так же воспользоваться методом трансэпителиального кросслинкинга роговицы (без удаления эпителия), реабилитационный период при этом значительно меньше, т.к. не надо удалять эпителий роговицы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Андрей 24.11.2017 13:39
Здравствуйте . Сделал кросслинкинг правого глаза "2 степень " сделал 14. 11.2017" вопрос по улучшению зрения... Восстановится ли зрение и за какой срок ?. Пока что все как было, изображение смазано раздваивается Спасибо .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Врач-консультант 24.11.2017 13:46
Андрей, здравствуйте.
Нужно понимать, что роговичный кросс-линкинг проводится не для улучшения зрения (хотя такие случаи и бывают), а для укрепления роговицы (профилактики прогрессирования кератоконуса).
Для повышения зрительных функций мы рекомендуем имплантацию роговичных колец (сегментов) и делать это лучше перед кросс-линкингом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Дмитрий 07.12.2017 08:34
Здравствуйте, диагноз- кератоконус 2 степени, подскажите с чего начать лечение с жесткой линзы , ИРС или кроссликинга ? Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Врач-консультант 07.12.2017 08:46
Здравствуйте, Дмитрий.
ЖКЛ не являются лечением, это лишь способ коррекции зрения при кератоконусе.
Своим пациентам мы рекомендуем сперва устанавливать интрастромальные роговичные сегменты (ИРС) - в "мягкую роговицу", далее - делать кросс-линкинг (для её "укрепления"). Но если порядок кросслинкинга и имплантации ИРС обратный - сложностей нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Анатолий 17.12.2017 16:37
Доброго времени суток! Мне три дня назад сделали кросслинкинг на левом глазу (кератоконус 3 ст), светобоязнь уже полностью пропала, глаз широко раскрывается, никаких болей либо дискомфорта нету, но вот начал сильно переживать потому что глазом я вижу как будь-то через мутное стекло. Скажите пожалуйста когда это может пройти?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Врач-консультант 18.12.2017 08:27
Анатолий, 3 дня это достаточно ранний срок после операции и такое "затуманивание" - норма (обычно пациентов предупреждают). Если жалобы не пройдут в течении 5-7 дней, то это повод обращения к офтальмологу, т.к. нужно исключить развитие воспалительных явлений.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Георгий 22.05.2019 07:41
Анатолий, добрый день! Прошло ли помутнение? Через какое время?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Денис 17.02.2018 08:47
Доброго дня. Требуется ваше авторитетное мнение. Два разных врача предлагают разную последовательность чередования и интервалы процедур:Крослинкинга и установка кольца, причем оба обосновывают свою позицию, но обоснования логически не стыкуются. В какой последовательности по вашему мнению правильно действовать и с каким интервалом? Крос предлагают делать на оба глаза, кольцо на один. Мне 33. Обследование показало астигматизм и остроту-2 на правом глазу и на нем же кератоконус 2 степени переходящий в 3. Второй глаз кератоконус 1 степень и острота зрения -1.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Врач-консультант 17.02.2018 11:40
Денис, как писалось выше - разницы особой нет, но, как правило, сначала проводят установку интрастромальных роговичных сегментов, далее - кросслинкинг.
Установку ИРС лучше проводить с фемтолазерным сопровождением и с использованием авторских номограмм (так делаем мы в своей клинике) - это дает в разы лучший результат по остроте зрения, чем "ручная установка без компьютерных расчетов" - что предлагается пациентам в большинстве клиник.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Диояра 09.11.2018 06:48
Здравствуйте! Мне поставили диагноз Кератоконус назначили процедуру кросслинкинг на обе глаз, мне 27лет острота зрение -4 и -2. Возможно ли оперпцию сразу на обе глаз?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 10.11.2018 10:05
Здравствуйте. Да, процедура кросс-линкинга роговицы делается на два глаза без всяких проблем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# ГЕОРГИЙ 01.03.2018 11:29
Здравствуйте у меня кератоконус 4 степени зрение -23
Можно делать кросслинкинг?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Врач-консультант 01.03.2018 11:38
При кератоконусе 4 стадии кросс-линкинг уже не эффективен (т.к. процесс уже слишком далеко зашел). Здесь речь может идти о послойной или сквозной кератопластике.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Дмитрий 10.03.2018 16:25
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, какие ограничения после операции Кроссликинг. Особенно интересно на счет физ нагрузок. Если я тренеруюсь в спортзале, когда можно приступать к тренеровкам?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Врач-консультант 14.03.2018 13:06
Ограничения касаются больше "водных видов спорта" - бассейна, бань и т.д. Туда лучше не ходить минимум 2 недели.
Если вы просто ходите в тренажерный зал, то посещать его можно через 2-3 дня после процедуры (когда произойдет эпителизация роговицы) и глазам будет комфортно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Светлана 16.05.2018 06:14
Сыну в феврале сделали кросс зрение стало хуже чем до операции,стал плохо видеть близко(мутно)на глазу появились две точки.к врачу ходит каждый месяц , врач толком сам не может ответить как долго будет всё востанавливаться и от чего появились эти точки.Сильно волнуюсь ,
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 16.05.2018 08:57
Светлана, непонятно в чем ваш вопрос, но прокомментируем:
Указанные жалобы могут быть в первые несколько недель после процедуры роговичного кросслинкинга, но через 3 месяца все должно нормализоваться. Что касается "точек" - не ясно, где они расположены - на роговице, в плавают в стекловидном теле или иная локализация... В общем, если ваш лечащий врач затрудняется с трактовкой ситуации - будем рады ответить на все ваши вопросы и дать рекомендации после очного осмотра. Обращайтесь!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Георгий 22.05.2019 08:06
Светлана, добрый день!
Чем в итоне все закончилось?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Алиса 06.06.2018 20:31
Здравствуйте! Мне сделали 28.05.18 кросслинкинг на правом глазу вроде все хорошо но сильно чешется глаз это нормально?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 22.06.2018 08:01
Здравствуйте.
Не совсем понятно, когда у вас начался зуд - если сразу после процедуры кросслинкинга - то это может быть аллергическая реакция - чаще на препараты, которые назначаются после операции.
Если глаз зачесался через какое-то время, то это может быть и не связано с проведенным кросс-линкингом роговицы, а быть отдельным симптомом при той же аллергии, демодекозе, ячмене, конъюнктивите, мейбомите и т.д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Полина 26.06.2018 17:59
Добрый вечер. Моему молодому человеку вчера сделали кросс-линкинг и вставили половину кольца. Скажите пожалуйста сколько будет длится реабилитационный период, как скоро зрение восстановится?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 28.06.2018 14:31
Здравствуйте, Полина.
Скорее всего, вашему другу вставили не "половину кольца", а "два полукольца". Реабилитационный период после процедуры роговичного кросс-линкинга занимает до 1 месяца (в этот период необходимо закапывать капли).
Что касается восстановления зрения - то оно начинает улучшаться, практически с первого дня и окончательно стабилизируется, как правило, в течение месяца.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Салават 12.01.2019 08:10
Здравствуйте у меня прогресирующий кератоконус 2 и 3 ст левого глаза , острота минус 4,5., можно ли делать при такой острота крослинкинг, и имплантация сегментов относится к виду кератопластики или это другой вид операций, спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 14.01.2019 10:23
Здравствуйте, Салават.
Острота зрения никак не влияет на показания или противопоказания к кросс-линкингу. Данную процедуру можно делать на 2 и 3 стадии кератоконуса (при терминальной - нужно смотреть толщину роговицы).
Что касается вопроса об имплантации интрастромальных сегментов - да, при -4.5, как правило, можно добиться существенного улучшения зрения. Данная операция не относится к кератопластике.
Обращайтесь - будем рады Вам помочь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Салават 21.01.2019 18:11
Здравствуйте, 18 01 сделали кросслинкинг, до операции острота зрения было 0.05., сейчас наверное еще ниже, скажите как мне вернуть зрение хотя бы на пару строчек
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультатнт сайта 22.01.2019 09:44
В первые дни после операции зрение может снижаться, т.к. было удаление эпителия и идет некоторая воспалительная реакция.
Как правило стабилизация и возвращение к исходным показателям или некоторое улучшение происходит в течение нескольких недель.
Нужно понимать, что цель коллагенового кросслинкинга - укрепление роговицы, а не повышение остроты зрения (для этого проводится имплантация интрастромальных роговичных колец).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Шалва 23.01.2019 18:15
Здравствуйте!
Скажите пожалуйста, есть ли ограничения по работе с компьютером непосредственно после проведения кросслинкинга? Заранее благодарю за ответ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультатнт сайта 24.01.2019 10:11
Добрый день.
В течении нескольких дней после процедуры кросс-лининга может быть зрительный дискомфорт, слезотечение, нестабильность зрения. Поэтому вряд ли Вы сможете продуктивно работать за компьютером.
Поэтому, планируйте операцию или перед выходными, или рассмотрите вариант с больничным листом (если работа связана с высокими зрительными нагрузками).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Шалва 24.01.2019 19:53
я неправильно сформулировал, прошу прощения. пагубно ли воздействует на глаз работа за компом после кросслинкинга?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультатнт сайта 25.01.2019 09:06
Данных о том, что работа за компьютером как-то негативно влияет на результаты кросслинкинга и прогрессирование кеаратоконуса нет.
Можете работать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# юра 03.02.2019 19:31
Добрый день! Мне поставили диагноз кератоконус 1 степени! Сделали крос-линкинг!
До операцию зрение было,один глаз -2.5 ,второй -3.25
Это по миопии!
Врачи не предлагали установку колец(для улучшения зрения) !
Как они сказали и корекцию тоже теперь не сделать!
Как можно после крос-линкинга вернуть остроту зрения?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультатнт сайта 04.02.2019 09:03
Юрий, если у вас диагноз кератоконус 1 степени, проведен кросслинкинг и он не прогрессирует (данные рефракции не меняются в течение года), то лучшим вариантом для Вас может быть установка ICL (имплантируемых контактных линз) - если вы не хотите носить очки или мягкие/жёсткие контактные линзы.
Точно можно будет сказать, только после очного осмотра.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# юра 05.02.2019 18:37
Спасибо!
Немного о себе. Мне 35 лет. 25 лет я носил мягкие контактные линзы фирмы оптима. Первые 5 лет ношения я следил за глазами, остальные 20 просто носил линзы. Постепенно последние 2-3 года заметил ухудшение зрения на одном глазу. Решил сделать коррекцию. При диагностике накануне операции, обнаружили коретоконус с толщиной роговицы 490. По моему мнению истонщение роговицы произошло по причине ношение контактных линз. Так как данное заболевание в среднем встречается в возрасте от 5 до 25 и после 40 лет оно не развивается. И вот собственно вопрос: имплантируеме линзы ICL имеют ли какие нибудь противопоказания, с какокого материала они сделаны, на сколько опасно их носить и на сколько близко они находятся к хрусталику?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 18.02.2019 12:36
Юрий, конечно, имплантируемые контактные линзы, как и любая методика имеют свои противопоказания, к ним относятся - глубина передней камеры менее 3 мм, узкий угол передней камеры и эндотелиальная недостаточность. Линзы сделаны из материала "Колламер", подробнее об ICL вы можете узнать тут: https://keratoconusa.net/metodi-lecheniya-keratoconusa/icl-lenses.htmlЮрий, конечно, имплантируемые контактные линзы, как и любая методика имеют свои противопоказания, к ним относятся - глубина передней камеры менее 3 мм, узкий угол передней камеры и эндотелиальная недостаточность. Линзы сделаны из материала "Колламер", подробнее об ICL вы можете узнать тут: https://keratoconusa.net/metodi-lecheniya-keratoconusa/icl-lenses.html
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь 25.02.2019 09:46
Добрый день. Подскажите при толщине роговицы 400 возможен ли крослинкинг
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 25.02.2019 11:13
Да, возможна, но при этом кросс-линкинг проводится не по стандартной технологии (может быт уменьшена мощность излучения или проведен трансэпительальный кросслинкинг), чтобы исключить нежелательное действие на эндотелий.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь 25.02.2019 11:15
Я так понял это без удаления слоя роговицы
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь 25.02.2019 13:09
И правильно я понимаю, что кросслинкинг останавливает прогрессирование
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 25.02.2019 13:35
Да, трансэпителиальный кросс-линкинг проводится с применением специальных препаратов без снятия эпителия (наружного слоя роговицы).
Что касается эффекта от процедуры - да, в большинстве случаев (наряду с установкой роговичных сегментов) болезнь останавливается. Однако, в развитых стадиях (2 и 3) такого "укрепления" роговицы не всегда бывает достаточно для остановки прогрессирования - но если есть возможность проведения коллагенового кросслинкинга - делать его, несомненно, надо.
Обращайтесь - будем рады Вам помочь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Амир 12.03.2019 02:24
Здравствуйте..мне 27 у меня кератаконус 1-степене.. вроде перестал развиваться уже как год.. подскажите пожалуйста делать мне крослинкинг на всякий случай или не стоит..?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 13.03.2019 16:41
Амир, здравствуйте.
Год - это не показатель для оценки стабильности кератоконуса, поэтому, в любом случае, рекомендуем провести процедуру кросс-линкинга.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь Локтионов 18.05.2019 05:24
Добрый день, у меня кератоконус на обоих глазах: на правом 2-3 ст мин толщина 457 мк, на левом 3-4 ст мин толщина роговицы 437 мк. Назначили кросслинкин на оба глаза.
Вопрос: стоит ли проводить кросслинкин на левом глазе, если стадия 3-4, но толщина позволяет (437), имеет ли смысл?
Мне 33 года, и кератоконус прогрессирует медленно.
Или все-таки сделать кросслинкин, хуже не будет?
Заранее спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 20.05.2019 12:02
Игорь, здравствуйте.
Конечно имеет, т.к. скорость прогрессирования кератоконуса может быть различной.
Кроме того, если патологический процесс после процедуры роговичного кросслинкинга остановится, можно будет говорить о каком-либо варианте коррекции (в т.ч. имплантации факичной линзы) для улучшения остроты зрения.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь Локтионов 22.05.2019 18:13
Большое спасибо. Буду делать кросслинкинг 30.05. Живу в Харькове.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Мария 20.05.2019 15:33
Цитирую Игорь Локтионов:
Добрый день, у меня кератоконус на обоих глазах: на правом 2-3 ст мин толщина 457 мк, на левом 3-4 ст мин толщина роговицы 437 мк. Назначили кросслинкин на оба глаза.
Вопрос: стоит ли проводить кросслинкин на левом глазе, если стадия 3-4, но толщина позволяет (437), имеет ли смысл?
Мне 33 года, и кератоконус прогрессирует медленно.
Или все-таки сделать кросслинкин, хуже не будет?
Заранее спасибо.

Игорь, добрый день!
Конечно стоит!!! Еще как, вам 33 года и уже такие стадии, 4 так сказать последняя. Я не врач, но живу с кератоконусом давно, но знаю о нем 3-4 года, у меня стоят сегменты и плюс кросс на оба глаза. После первого кросса были осложнения и со вторым ждали 1-1,5, зато время он сильно прогрессировал, Делайте не думайте, чем раньше, тем лучше. ГЛАВНОЕ хороший врач! Удачи вам!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь Локтионов 22.05.2019 18:15
Благодарю за напутствие, очень приятна Ваша поддержка.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Игорь Локтионов 01.06.2019 14:13
Сделал кросслинкинг на левый глаз 30.05.19, сейчас жуткая светобоязнь и слезотечение. Вопрос следующий:
Кросслинкинг лишь отсрочивает пересадку роговицы или при необходимости, делается повторный кросс?
Ведь в долгосрочной перспективе, после кросса, у многих все равно продолжает истончаться роговица, просто медленнее... Хотелось бы всеми способами избежать пересадки. Заранее благодарю за ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 04.06.2019 16:04
Уважаемый Игорь,
судя по тому, что с момента процедуры прошли сутки - это нормальное явление, т.к. роговица деэпителизирована и на ее восстановление потребуется, как минимум 2-3 дня. Вам должны были поставить специальные защитные линзы и выдать капли, для уменьшения дискомфорта.
Что касается повторного кросслинкинга - да, такая процедура иногда проводится (если позволяет толщина роговицы), но, как правило 1 раза вполне достаточно, главное сделать его на начальных стадиях.
Если речь идёт о 3-4, то прогресс заболевания возможен. В этих случаях, в нашей клинике мы рекомендуем проводить послойную ламмелярную кератопластику по авторской методике - как альтернатива сквозной пересадке.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Павел 25.06.2019 15:41
Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста - правый глаз поставили диагноз кератоконус 2-3 стадии. Видит глаз размыто - мутно. Назначили процедуру кросслинкинга. Подскажите - срок восстановления обычно 1 месяц. Можно ли по истечению этого срока заниматься физическими нагрузками - а именно : бег, подтягивания на турнике, отжимания ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 01.07.2019 11:57
Уважаемый Павел,
указанными видами физической активности заниматься при кератоконусе (в т.ч. после кросс-линкинга роговицы) можно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Любовь 02.07.2019 11:41
Доброго времени суток! Обратились в клинику по поводу лазерной коррекции зрения при близорукости -3,5. В процессе обследования обнаружился кератоконус 1 стадии. Сделали кросс-линкинг. Скажите, теперь о лазерной коррекции можно забыть?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 02.07.2019 12:38
Уважаемая Любовь, да, о лазерной коррекции зрения можно забыть, т.к. кератоконус является противопоказанием к данной процедуре (в ее процессе роговица истончается). Однако, если у Вас есть желание избавиться от очков или контактных линз, и после кросс-линкинга зрение у Вас будет стабильным в течение года, то можно установить факичные линзы (подробнее см. тут: https://keratoconusa.net/metodi-lecheniya-keratoconusa/icl-lenses.html ), которые успешно используются при кератоконусе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Андрей 05.07.2019 11:22
В 2012 сделали кросс-линкинг на правом глазу, зрение уже было 0.3, на левом ставили диагноз субклинический кератоконус. С годами зрение на левом медленно снижалось, но ставили диагноз близорукость сначала -0,25 потом -0,5 и т.д. В 2017 на левом также начался кератоконус, нашли на очень ранней стадии т.к. регулярно наблюдался у врачей, зрение на от момент на левом глазу корректировалось линзой -1.25.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Андрей 05.07.2019 11:23
Так вот, по результатам консилиума предложили процедуру кросс-линкинга + Транс ФРК т.к. толщина роговицы на тот момент была >500мкм а для корекции достаточно было "снять" 20мкм.
После процедуры зрение 100% уже второй год, правд сейчас начало понемногу падать, как оно будет дальше покажет время...
Суть терады такова, в редких случаях, на самых ранних стадиях зрение могут если не восстановить то немного "подтянуть".

PS После процедуры примерно год был выраженный синдром сухого глаза, сейчас только при долгой работе за компьютером.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Вячеслав 30.09.2019 19:42
Можно ли курить при кератоконусе ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 01.10.2019 08:30
Можно, но не нужно.
Сделаем в наших социальных сетях специальный пост на эту тему.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Виталий 04.02.2020 16:54
Здравствуйте. Подскажите, в августе 2019 провели операцию кросслинкинг на левом глазу. Диагноз кератоконус ,обоих глаз.В феврале 2020 нв осмотре в клинике сказали, что ухудшений на левом нет. Но зрение очень низкое. Поможет ли керраринг , чтобы повысить остроту зрения? На правом глазу есть ухудшение за пол года, можно ли на нем сделать сразу керраринг и не делать крослинкинг? Улутшит ли это зрение? Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 05.02.2020 07:48
Уважаемый Виталий,
нужно понимать, что процедура кросс-линкинга основной своей целью имеет "укрепление" роговицы, а не повышение зрения (для этого используются сегменты и факичные линзы).
Поэтому, если речь идет о керарринг - то последовательность действий может быть: левый глаз - имплантация , правый - имплантация + повторный кросс-линкинг.
Если говорить о факичных линзах (дают более лучший результат по улучшению зрения - то нужно чтобы на правом глазу процесс стабилизировался).
Точно о прогнозах и тактике можно сказать только на очном осмотре - обращайтесь, будем рады Вам помочь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Андрей 20.03.2020 10:38
День добрый,подскажите пожалуйста мне 33 года на днях узнал что у меня кератоконус на левом 3-4ст мин 410мк, на правом 4ст мин 350мк!
На левом мне предлагают сделать кросс и сегменты,а на правом утолщить роговицу потом кросс (вопрос на сколько все это мне хватит лечение лет)? И от чего зависит прогрессирование кератоконуса?! Как сохранить толщину в дальнейшем?! С правым глазом позже что делать?! Левому обещают долго служить! Заранее спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 24.03.2020 18:48
Уважаемый Андрей, отвечаем по порядку:
1. Все сугубо индивидуально. В 1-2 ст., как правило, лечения (а именно - кросслиникинга), хватает "пожизненно". В далекозашедших степенях, как у Вас, даже после проведенного кросс-линкинга прогрессирование может продолжиться, что будет требовать повторных процедур или кератопластики.
2. Прогрессирование кератоконуса зависит как от индивидуальных особенностей организма (свойств соединительной ткани), так и от возраста пациента. Чем старше - тем меньше скорость прогрессии, т.к. идет склерозирование тканей в целом.
3. По поводу левого глаза - предложенный план лечения (кератопластика + кросслинкинг) выглядит разумным. Если процесс после этого стабилизируется, можно будет рассмотреть вариант с последующей установкой факичных линз для улучшения зрения.
Обращайтесь - будем рады Вам помочь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Андрей 26.03.2020 13:49
Спасибо за ответы,но по поводу правого глаза так ответа не дополнял (понимаю мало практики с такими случаями?!или если утолщить и кросс сделать то возможно ещё и прохожу)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 26.03.2020 14:46
Андрей, по поводу правого глаза - не тяните и делайте "утолщение" + кросс-линкинг.
Если будете тянуть, то вариантов, кроме как со сквозной пересадкой не останется.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Сергей 27.04.2020 14:06
Подскажите если зрение 100 и обнаружили кератоконус 1 степени что лучше делать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 29.04.2020 08:23
Уважаемый Сергей,
если диагноз уже поставлен, рекомендуем сделать кросс-линкинг и сначала наблюдаться у офтальмолога 1 раз в 6 месяцев (делать контрольную кератотопограмму).
Обращайтесь - будем рады Вам помочь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Альбина Болатаева 02.10.2020 13:44
можно ли после кросслинкинга носить очки?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 05.10.2020 12:08
Уважаемая Альбина,
после операции носить очки как с диоптриями (но рефракция может измениться, так что через некоторое время может потребоваться новый рецепт), так и солнцезащитные - можно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ani 07.12.2020 03:39
Здравствуйте, скажите пожалуйста в 35 лет эффективно сделать кросс линкинг?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 07.12.2020 06:50
Процедура эффективна в любом возрасте, в т.ч. и после 30 лет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Дмитрий 22.12.2020 18:23
Добрый вечер! Делал кросс правого глаза полтора месяца назад со снятием эпителия. Зрение улучшилось с 0.3 до 0.7 осталось небольшая мутность. Сделал кератопограмму - толщина 260 в самом тонком месте. Стоит ли паниковать? Ждать улучшении или требуется пересадка? Поможет ли ношение каких либо линз? Заранее благодарен за ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 23.12.2020 17:50
Уважаемый Дмитрий,
полтора месяца - это срок, при котором некоторая "мутность" (псвевдохейз) после классического (epi-off кросслинкинга) может ещё оставаться. Если через 6 месяцев мутность останется - нужно выяснить её причину - является причиной помутнение роговицы (в т.ч. действие препарата на эндотелий - см. ниже) или рефракционные нарушения.
Что касается толщины 260 мкм:
1. Удивительно, что при такой толщине вам решились делать кросслинкинг, тем более - традиционный, т.к. при толщине менее 400 мкм начинается токсическое действие препаратов на эндотелий (внутренний слой) роговицы. Возможно вы что-то путаете, т.к. такие цифры относятся к 4-ой (терминальной) степени кератоконуса, при которой зрение в 0.7 вряд ли возможно. Может быть у Вас 460 мкм?
2. В любом случае, если с момента процедуры прошло 1.5 месяца - нужно посмотреть динамику.

Ношение линз (в первую очередь - склеральных) у пациентов с кератоконусом повышает зрение, но никак не влияет на стабилизацию процесса. Если есть необходимость в их использовании - можете обратиться за их подбором.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Дмитрий 23.12.2020 20:23
Кросс делали когда толщина была 430 после операции 270
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 24.12.2020 06:36
После операции толщина роговицы сначала увеличивается (из-за отёка), а потом может несколько снизиться (из-за её уплотнения), но величина уменьшения не превышает 30 мкм. Снижение на 160 мкм - это что-то нестандартное и заочно комментировать ситуацию затруднительно. Нужно видеть ваш глаз и повторить исследование для исключения ошибки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Сергей 20.01.2021 20:50
Добрый день! Прочитал в интернете что существуют множество разновидностей кросслинкинга, например непонятно про тот что с фемтолазером делаеться. Пишут что безопаснее, но вроде как не так эффективно по сравнению с классикой, или это только при с сравнение с локальным. И уменьшает ли этот вид толщину, вроде как там не снимают никакой слой...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 21.01.2021 06:28
Уважаемый Сергей,
толщину не уменьшают, эффективность сходная, но, на наш взгляд, технология пока слишком мало изучена и может нести в себе потенциальные риски (токсическое действие препаратов на эндотелий, расплавление роговицы и т.д. + использование фемтосекундного лазера значительно повышает стоимость процедуры для пациента). Поэтому на сегодняшний день мы предпочитаем трансэпителиальный вариант, как наиболее оптимальный.

Подробнее о процедуре кросслиникинга с фемтосекундным сопровождением Вы можете прочитать тут: https://keratoconusa.net/ketatoconus/keratoconus-poleznoe/695-femtokrosslinking-rogovichnogo-kollagena.html.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ирина 13.03.2021 13:58
У сына кератоконус II степени, предлагают операцию, но зрение сказали не восстановится. Как быть? Можно ли после операции подобрать очки, линзы? И через какое время после операции модно будет выполнять тяжелые физические работы?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 15.03.2021 14:41
Уважаемая Ирина,
действительно, основная цель кросслинкинга - повышение прочности роговицы, а не улучшение зрения (для этого есть очки, линзы (в т.ч. склеральные), имплантация роговичных сегментов или факичных линз.

Все это лучше делать после кросслинкинга.

Что касается сроков возврата к физической работе - т.к. кросслинкинг не подразумевает нарушения целостности глазного яблока, то к работе (если нет вредностей в виде пыли и т.п. и она не требует высокого зрения) можно возвращаться на следующий день при трансэпителиальном варианте (epi-on) и через 2-3 дня при классическом (epi-off) способе, когда произойдёт эпителизация.
Обращайтесь - будем рады вам помочь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Юлия 26.04.2021 03:37
Здравствуйте, подскажите делаете ли локальный персонифицированный кросслинкинг? И стоит ли вообще рассматривать данный метод? Или он не эффективен в сравнении с Эпи-офф и Эпи-он кросслинкингами?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 26.04.2021 14:43
Уважаемая Юлия,
мы предпочитаем Epi-ON методику как комфортную и результативную. Решение основано на данных исследований, собственном опыте и наблюдении за пациентами с проведенным кросс-линкингом по различным методикам. Смысла делать локальную "заплатку", когда больна вся роговица мы невидим.


Уважаемая Анна,
все сугубо индивидуально. Если у Вас возраст 30+ и при контроле (минимум раз в полгода) показатели стабильны, то можно наблюдаться.
Если Вы молоды (до 25 лет) и толщина роговицы снижается (пусть даже незначительно), то лучше рассмотреть вариант с хирургическим лечением.

При этом на правом глазу мы бы предварительно рекомендовали интрастромальную кератопластику лентикулой + коросслинкинг, на левом - просто кросслинкинг.

Более точные рекомендации возможно давать только после очной консультации и ознакомления с динамикой.

Обращайтесь - будем рады Вам помочь.
Врач-офтальмолог, Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Екатерина 11.07.2021 15:53
Здравствуйте. 18.06.21 мне сделали кросслинкинг на левом глазу. Кератоконус на обоих глазах, но решила все таки начать с одного (так скажем попробовать), на правом 522, на левом 479 толщина.

Так вот, у меня бывает герпес на губах, перед операцией пропила 10 дней ацикловир 200x5 раз в день, на второй день после операции у меня запершило в горле и появились лёгкие признаки ОРВИ, вместе с доктором было принято решение пропить курс ацикловира - 5 дней доза та же. Теперь в носу появились болячки, конечно не уверена, что это герпес, но все же очень переживаю. Клиника, в которой я делала кросслинкинг в отпуске - весь персонал.

Есть ли опасность? Стоит ли опять пропивать ацикловир? Доктор говорила, что герпес опасен при кросслинкинге. Вообще какие-то симптомы могут быть, если все таки герпес перешёл на роговицу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 12.07.2021 13:25
Уважаемая Екатерина,
действительно, герпетический кератит может представлять опасность для роговицы в раннем послеоперационном периоде после кросслинкинга.

Но у Вас прошло с момента операции более 3-х недель + Вы не описываете что ранее были какие-либо проявления офтальмогерпеса (симптомы это резь и боль в глазах, светобоязнь, снижение зрения и слезотечение. Диагноз устанавливает офтальмолог при осмотре в щелевой лампе). Поэтому вряд ли в данный момент при признаках ОРВИ стоит начинать курс Ацикловира.

Если у Вас будут описанные проявления со стороны глаз - незамедлительно обратитесь к любому врачу-офтальмологу (не стоит ждать открытия клиники), после оценки ситуации специалист даст рекомендации.

Будьте здоровы!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Екатерина 12.07.2021 13:40
Большое спасибо за ответ, к счастью описанных Вами симптомов у меня нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Алена 05.10.2021 02:57
Здравствуйте, сделали кросслинкинг, степень даже не говорили!

Сказали надо делать! При чем зрение на этот глаз было ужасное, на момент проверки перед операцией первую строку не видно было почти. Хотя написано на сайтах, что при плохом зрении даже если толщина роговицы в норме но зрение плохое, то делать нельзя!

На 4 день зрение резко упало, туман и т д сказали ждать восстановления. Прошло 9 мес. все говорят ок ждите. До операции было так же тяжело смотреть мешало расплытие в точке и опять так же стало. Глаз мешает прям. В близи до операции если на см 5-7 от носа было четко все видно, сейчас вообще все смазано.

Но по прежнему врачи ни чего ответить не могут. Что делать? Почему так, операция проведена не верно? Или ее вообще проводить нельзя было? На лампочку смотрю все двоится и троится, до операции было смазано но не так. Скажите пожалуйста что делать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 06.10.2021 12:04
Уважаемая Алёна,
т.к. операция проведена не у нас в клинике, дистанционно комментировать Ваши жалобы достаточно затруднительно, но попробуем.

1. Плохое зрение не является противопоказанием к проведению коллагенового кросслинкинга роговицы (в подавляющем большинстве случаев у пациентов с кератоконусом зрение очень плохое).

2. Действительно, после процедуры может образовываться "туман" (псевдохейз), который снижает зрение может вызывать блики от источников света. Но в стандартной ситуации (при классическом epi-off кросслинкинге) зрение начинает улучшаться с 3-го месяца и становится максимальным через год. Возможно, это Ваша ситуация.

При трансэпителиальном (который мы используем) в большинстве случаев псевдохейз не появляется (только в 38% случаев).

Возможно Ваши жалобы связаны с другими причинами - о которых дистанционно говорить не целесообразно.

Обращайтесь - будем рады помочь разобраться в ситуации!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Людмила 13.11.2021 06:32
Добрый день, сделали кросслинкинг вчера, все нормально, но есть покраснение глаза, сказали, что это нормально.

А вы как считаете и через какое время краснота должна пройти?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 13.11.2021 08:33
Уважаемая Людмила,
мы считаем что сроки прохождения покраснения глаз после процедуры зависят от метода:

1. При трансэпителиальном (epion) варианте это 3-5 дней
2. При классическом (epioff) краснота в некоторых случаях может держаться до двух недель

Поэтому, покраснение на следующие сутки после кросслинкинга - это нормальная реакция. За более подробными прогнозами обратитесь к своему лощащему врачу.

Будьте здоровы!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Людмила 22.11.2021 08:55
День добрый, прошло 10 дней после кросслинтинга, светобоязнь и появился насморк, заложенность носа, врач сказал, такое может быть.

Нуждаюсь в вашем мнении, заранее благодарна.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 22.11.2021 16:47
Уважаемая Людмила,
описанные симптомы при ОРВИ могут быть даже без ранее проведенных операций на глазах. Насколько это серьёзно и есть ли угроза для зрения (например, начало кератита), дистанционно сказать затруднительно.

Если Ваш лечащий врач считает что все в пределах нормальной реакции, то либо поверьте ему, либо обратитесь за вторым мнением очно (если есть сомнения).

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Валерия 17.01.2022 08:46
Здравствуйте! У меня низкое зрение -7.5 / -7.75, близорукость с детства, прогрессирует постепенно. Делала коагуляцию сетчатки пару лет назад - тут все хорошо.
Врач определил кератоконус, ещё несколько лет назад, но состояние ухудшается. Я хотела делать коррекцию зрения, он не рекомендует. Но и лечить кератоконус тоже не рекомендует - мол, люди с ним живут и нормально, давайте просто наблюдаться.
Его беспокоит возможная аллергическая реакция на раствор при кросслинкинге и возможное ухудшение зрения ещё больше.
Я не понимаю - это же не нормальное решение? Можно ли вот так «забить» на кератоконус просто?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 17.01.2022 12:42
Уважаемая Валерия,
тактика лечения определяется специалистом на очной консультации.

В большинстве сомнительных случаев (независимо от возраста) мы рекомендуем делать кросслинкинг (его "щадящий" - трансэпителиальный вариант), т.к. есть исследования показывающие, что если этого не сделать в дальнейшем (например, при развитии катаракты и её хирургическом удалении или других воздействиях на роговицу) заболевание склонно быстро прогрессировать. А в пожилом возрасте все хирургические процедуры, в т.ч. кросслинкинг переносятся намного хуже.

Обращайтесь - будем рады Вам помочь разобраться в ситуации.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Абдугаффор 22.04.2022 06:49
Здраствуйте, ровно месяц назад я сделал кросс на обе глаза. Через день когда сняли защитную линзу, я мог видеть 3 строчки (ранее не видел) но спустя несколько дней зренте восстоновилось дооперационного состояние. Почему так протзошло? я немогу пройти очное исследование там где сделал оперцию т.к. сделал в другой стране. Второй вопрос: Какие методы коррекции можно после Кросса?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 22.04.2022 07:26
Уважаемый Абдугаффор,
в раннем послеоперационном периоде рефракция (острота зрения) может быть не стабильна из-за отёка роговицы (при котором она, кстати, временно утолщается), применяемых капель и т.д.

Обычно о подборе постоянной коррекции речь ведут через 3 месяца. Это может быть очковая коррекция (при 0-1 ст. кератоконуса) склеральные линзы (2-4 ст.), имплантация роговичных сегментов (2-3 ст.), установка факичных линз (1-3 ст.).

Конкретный способ коррекции определяется на очном осмотре после комплексной диагностики. Обращайтесь - будем рады Вам помочь разобраться в ситуации и улучшить зрение.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Алик Сабиров 30.04.2022 10:18
Здравствуйте, недавно сделали кросслинкинг, в связи с этим хотел бы узнать какие операции помимо установки внутриглазных линз icl ещё существуют и через какое время после кроссликинга можно делать операцию на улучшение зрения, заранее спасибо за ответ
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 05.05.2022 14:49
Уважаемый Алик,
для улучшения зрения при кератоконусе после проведенного кросс-линкинга применяют 3 основных хирургических метода:
1. Имплантация интрастромальных роговичных сегментов
2. Установка факичных линз (ICL, IPCL)
3. Рефракционная замена хрусталика

Какой из данных методов подойдёт для вас лучше всего, можно будет сказать после очной консультации (возможно лучшим вариантом будет не хирургия, а жесткие склеральные линзы).

Обращайтесь - будем рады Вам помочь разобраться в ситуации и подобрать оптимальное решение.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 19.07.2022 12:56
Здравствуйте, 5 лет назад сделали кросслинкинг на один глаз - развитие кератоконуса было остановлено и глаз к сегодняшнему дню вернул с 0.3 (до операции) до 0.6 остроты зрения. Толщина роговицы 529. Был рекомендован повторный кросслинкинг с рефракционной целью. Учитывая, что основной целью кросслинкинга является укрепление роговицы и остановка развития кератоконуса, подскажите, пожалуйста, насколько целесообразно проведение повторного кросслинкинга в данной ситуации. Заранее большое вам спасибо за ответ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 19.07.2022 15:19
Здравствуйте, Никита.
Вы совершенно правы, что коллагеновый кросслинкинг роговицы проводится с целью повышения её прочности, а не улучшения зрения (этот "приятный бонус" бывает далеко не у всех и как правило, только на начальной стадии). При повторной процедуре можно и не получить прибавки по зрению.

Если есть необходимость в улучшении зрения, для этого есть другие методики - интрастромальные сегменты, факичные линзы и т.п.

Обращайтесь - буду рад помочь разобраться в ситуации и дать рекомендации.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Эмиль 01.12.2022 11:34
Здравствуйте,мне 23 года, у меня кератоконус на левом глазу 3 степени(437 мкм), на правом 2 степени(500 мкм). 1,5 года назад сделали кросслинкинг на левом,с тех пор прогрессии не было, на правом не делали кросс, врач сказал прогрессии тоже нет за 1,5 года. Посоветовала склеральные линзы, и на повторный прием через год. Я переживаю насчет прогрессии правого глаза, на котором не делали кросс, за следующий год до повторного приема. Стоит сделать как советует врач, или же сделать кросслинкинг на правый, а потом уже склеральные линзы? Или может подобрать сейчас склеральные линзы и сделать кросс через пол годика скажем?Заранее спасибо за ответ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 01.12.2022 11:50
Уважаемый Эмиль,
т.к. диагноз кератоконус у вас установлен (тем более он 2-ой и 3-ей степени!), вы достаточно молоды, а значит заболевание будет прогресссировать.

В таких случаях мы обычно делаем кератоконус сразу на двух глазах (нет смысла "рубить хвост по частям"), через 3 месяца можно будет подбирать склеральные линзы.

Обращайтесь - будем рады разобраться в ситуации и дать рекомендации по дальнейшим действиям (возможно наилучшим вариантом по улучшению зрения будут не линзы, а имплантация роговичных сегментов или факичных линз).

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Сергей 02.04.2023 13:04
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, влияет ли каким-либо образом кросслинкинг на проведение операции по витрэктомии? У меня очень сильные "мушки" (ДСТ), и в обозримом будущем (2-3 года) планирую сделать витрэктомию. Можно ли после кросслинкинга проводить в будущем операцию по витрэктомии? Или может быть желательней сделать эти операции в обратной последовательности? Есть ли какие-либо показания на этот счет? Спасибо за ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 03.04.2023 06:24
Уважаемый Сергей,
коллагеновый кросслкинкинг роговицы никак не влияет на возможность проведения микроинвазивной витрэктомии. Единственный момент по вашему вопросу, что витрэктомия - достаточно серьёзная и тяжёлая для глаза операция, для неё должны быть существенные показания (просто ДСТ - плавающие мушки, сюда не относятся. Их можно попробовать убрать с помощью более щадящей процедуры - YAG-лазерного витреолизиса).

Обращайтесь - будем рады разобраться в вашей ситуации и дать рекомендации по дальнейшим действиям как в плане лечения кератоконуса, так и деструкции стекловидного тела.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Валентин 03.04.2023 23:49
Здравствуйте, назначали операцию крослинкинг левого глаза ,подскажите пожалуйста,работаю на заводе тут очень пыльная работа, спустя какое время после операции я могу приступить к работе?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 04.04.2023 02:17
Уважаемый Валентин,
все зависит от вида кросслинкинга (он может быть классический, трансэпителиальный, локальный).
Мы предпочитаем для своих пациентов трансэпителиальный вариант - с наиболее быстрым восстановлением (в зависимости от индивидуальной реакции пациента он может приступать к работе в запыленных помещениях через 3-7 дней).

За более подробными рекомендациями обратитесь к своему лечащему врачу.

Офтальмолог Дмитрий Сагоненко.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Антон 02.05.2023 08:53
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, сделал кросслинкинг со снятием эпителия 6 дней назад. Снял лечебную линзу спустя 5 дней, как рекомендовал врач, при просвете фонариком роговицы в верхней части как раз между стромальными полукольцами видна полоска примерно 2х0,33мм бело-синеватого цвета (как бельмо) это нормальное явление? она пройдет или стоит ехать в клинику?
И второй вопрос глаз очень плохо стал видеть, до кросслинкинга читал текст с монитора на расстоянии 50-70 см почти комфортно, сейчас с 5 см только различаю текст. Это пройдет или это уже можно считать осложнением?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 04.05.2023 10:51
Уважаемый Антон,
по поводу первого вопроса - к сожалению, не видя ваш глаз оценивать ситуацию нецелесообразно, если есть возможность - покажитесь своему лечащему врачу или в нашу клинику.

По второму вопросу: да, после кросслинкинга как правило зрение ухудшается. Сразу после операции это связано с отёком роговицы в ответ на воздействие, а далее - с наличием небольшого помутнения ("псевдохейз"), которое обычно проходит через 3 месяца.

Офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ольга 08.09.2023 02:42
Здравствуйте,сыну 9 лет,обнаружили кератоконус,за 3 месяца ухудшилось зрение с -4,5 до -5 ,только правый глаз левый так же -3,5, сказали что у нас уже вторая стадия,я так понимаю прогрессирует,сказали что ждать минимум 5 лет чтобы можно было сделать кросслинкинг,я переживаю что за 5 лет,обостриться и зрение еще больше ухудшиться и уже придется делать пересадку,можно ли как то приостановить процесс,может быть есть рекомендации для детей? Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 08.09.2023 05:05
Уважаемая Ольга,
если кератоконус прогрессирует, то коллагеновый кросслинкинг роговицы можно делать и в детском возрасте, ничего особенного в этом нет.

Единственный момент - если подростки переносят процедуру вполне спокойно (лет с 14-ти), то у ребенка 9 лет могут быть с этим сложности и есть вероятность применения общего наркоза.

Более конкретные рекомендации возможны только после комплексной диагностики у нашего специалиста (сразу рекомендую записываться к профессору, т.к. случай у вас нестандартный, в связи с возрастом).

Ждём вас в нашей клинике!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Оксана 03.07.2024 20:36
Здравствуйте. У меня вопрос мне 41 год. Диагноз кератоконус. Не могу подобрать очки, когда я получила первые очки , они мне совершенно не подошли. Я обратилась к врачу офтольмологу и получила совершенно другой рецепт, обратившись в оптику я получила 3 рецепт на очки. И так много раз. Т.е.показания cylinder(или астегматизм) постоянно разные. От -5, 75 до -1,50. (левый глаз), -0,50 до -2, 50 Подскажите пжл. это проявление кератоконуса или могут быть и другие причины.?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 04.07.2024 10:42
Уважаемая Оксана,
дело в том, что при кератоконусе астигматизм нерегулярный и торическими линзами в очках исправляется очень плохо. Поэтому решением может стать или использование жестких склеральных линз, или имплантация интрастромальных роговичных сегментов (ИРС) для выравнивания роговицы и уменьшения степени неправильного астигматизма.

Обращайтесь - будем рады вам помочь!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Михаил 04.07.2024 13:15
Добрый день! У меня кератоконус обоих глаз, развился после проведенной операции LASIK, в данный момент не прогрессирует. На правом глазу первая степень , на левом - вторая. Рекомендовали сделать кросслинкинг на левом. Стоит ли делать, если не прогрессирования? Помогут ли склеральные линзы в плане коррекции остроты зрения?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 04.07.2024 15:13
Уважаемый Михаил,
если по данным кератотопографии и пахиметрии (оптимально - Pentacam) изменений в течение 6-12 месяцев нет, а вам при этом 35-40 лет и старше, то кросслинкинг можно и не делать. Скорее всего, процесс самостабилизировался.
Если есть изменения или вы достаточно молоды (до 25 лет, когда очень высокие риски прогрессии), то процедуру нужно делать однозначно.

По поводу склеральных линз - если на роговице нет выраженных помутнений, то склеральные линзы в большинстве случаев значительно повышают остроту зрения.

Обращайтесь - буду рад помочь разобраться в ситуации и дать рекомендации по дальнейшим действиям!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Михаил 04.07.2024 16:22
Спасибо большое за информацию!
Операцию LASIK делали в 2005 году, с тех пор зрение ухудшилось только на левом глазу, там было больше диоптрий, причем сразу в первый год после операции. Сейчас мне 38 лет, состояние стабильное уже долгое время, но хотелось бы повысить остроту зрения.

Что посоветуете: попробовать склеральные линзы или всё-таки делать кросслинкинг?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 07.07.2024 08:53
Уважаемый Михаил,
кросслинкинг в большинстве случаев не улучшает зрение, его основная задача - остановить процесс прогрессирования. Если у вас всё стабильно, то смысла в процедуре нет. Попробуйте подобрать склеральные линзы.

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Sergey 21.08.2024 05:34
Здравствуйте Доктор,

Мне 38 лет, поставлен диагноз- левый глаз кератоконус 1-й стадии (толщина роговицы 448 микрон) зрения видит хорошо D 0,9-0,8. Правый глаз кератоконус -2-й стадии (толщина роговицы 418 микрон) зрения D 0.5-0,6.
А также на правый глаз установлен сегмент полу кольца феррара.

Вопрос в следующем: Если я сделаю крослинкинг (в левый глаз) со снятием эпителия на сколько зрения ухудшится? на две строчки или останется на прежнем уровне 0,9-0,8? Или стоит ли вообще делать крослинкинг? т.к по последним данным в марте 2024 толщина роговицы составляла 453 микрона, а сейчас в августе 2024 толщина роговицы составляет 448 микрона. (левый глаз).Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 05.10.2024 06:52
Уважаемый Сергей,
вы задаёте вопросы медицинского характера, ответы на которые (и то, приблизительные) могут быть даны только после комплексной диагностики. Если на левом глазу у вас имеется близорукость, то за счёт некоторого уплощения роговицы зрение может и улучшиться. При дальнозоркой (гиперметропической рефракции) зрение без коррекции может снизиться (вырастит "плюс").

Кросслинкинг нужно делать если видна прогрессия кератоконуса (идет истончение и выпячивание роговицы). Как правило, ближе к 40 лет это бывает редко (но бывает). Если показатели роговицы (в первую очередь - данные Pentacam) стабильны, то просто наблюдение раз в год.

Обращайтесь - буду рад разобраться в ситуации и дать рекомендации по дальнейшим действиям!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Екатерина 16.09.2024 08:59
Добрый день! Скажите пожалуйста а после проведенного кросслинкинга нельзя будет пользоваться мягкими контактными линзами вообще?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 16.09.2024 12:17
Здравствуйте, Екатерина.
Если роговица не слишком крутая и мягкие контактные линзы улучшают зрение и держатся на "крутой роговице", то мягкими контактными линзами пользоваться можно (через 1 месяц после кросслинкинга).

Если есть какие-то проблемы с МКЛ, рекомендуется подбор жестких склеральных линз (через 3 месяца после операции).

Будьте здоровы!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Валерий 25.09.2024 13:50
Здравствуйте, а при толщине роговицы менее 400 есть ли возможность у вас в клинике сделать кросс по другому протоколу? Скажите, каков риск расплавления роговицы во время кросслинкинга?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Консультант сайта 26.09.2024 06:33
Здравствуйте, Валерий.

Да, мы проводим кросслинкинг роговицы при толщине менее 400 мкм (с контактной линзой или по протоколу Sub400) и у нас в этом большой опыт.

В данном случае риски не в расплавлении роговицы, а в повреждении ультрафиолетом клеток эндотелия (с последующим отёком). Поэтому и используется не стандартный Дрезденский протокол, а специальные режимы.

Обращайтесь - будем рады Вам помочь!

Врач-офтальмолог Дмитрий Сагоненко
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Высокий независимый рейтинг клиники

4,5/5

Отзывы о клинике кератоконуса на Яндекс
"Все на высшем уровне: восстановили зрение с 5% до 100%! Если у вас кератоконус - однозначно, только сюда."

4,6/5

Отзывы о центре кератоконуса на zoon.ru
"Спасибо за внимание и «психологический настрой» — теперь не чувствую себя обреченным"

5/5

Рейтинг московского центра диагностики и лечения кератоконуса на Гугл
"В этой клинике прошла «полный путь» пациента с кератоконусом. Результат того стоит, зрение практически идеальное"

Онлайн консультация

Онлайн консультация специалиста по кератоконусу

Вы можете задать интересующий Вас вопрос специалисту прямо на сайте!

Наши контакты:

Мы работаем на базе "Клиники амбулаторной михрохирургии глаза" и находимся в 2 минутах ходьбы от станции метро "Тимирязевская" (ул. Яблочкова, д.21 к.3 , 2-й этаж):